«Утверждаю»
Принято
на
педагогическом
совете
Муниципального
общеобразовательного
Директор
Муниципального
учреждения средней общеобразовательной
общеобразовательного учреждения средней
школы им. А.И. Панкова с. Головинщино
общеобразовательной школы им. А.И.
Каменского района Пензенской области
Панкова с. Головинщино Каменского района
Протокол № 1 от 30 августа 2024 года
Пензенской области
________________________ Г.Н. Ломакина
Приказ № 66а от 30 августа 2024 года
Внесение изменений в
Адаптированную образовательную программу
начального общего образования (вариант 7.2)
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
им. А.И. Панкова с. Головинщино
Каменского района Пензенской области
2024 год
1
Внесение изменений в адаптированную образовательную программу начального общего
образования
Муниципального
общеобразовательного
учреждения
средняя
общеобразовательная школа им. А.И. Панкова с. Головинщино Каменского района Пензенской
области (далее – АОП ООО, Учреждение) разработаны в соответствии с приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07. 2024 г. № 495 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся адаптированных федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 15.08.2024 г., регистрационный № 79361).
1) «Рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)".изложить в следующей
редакции:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Труд (технология)» на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС НОО, а такжеориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений, необходимых для разумной организации
собственной жизни, воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор
профессии в процессе практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром
природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных
производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования
полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приемов умственной деятельности
посредством включения мыслительных операций в ходе выполненияпрактических заданий;
развитие
гибкости
и
вариативности
мышления,
способностей к
изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отраженных в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий, важности
ответственного отношения каждого за результаты труда;
2
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности,
мотивации
успеха
и
достижений,
стремления к творческой
самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мирас миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил
культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных
структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждогогода обучения:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с
пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными материалами и
другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома).
Конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации), конструирование и
моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных
материалов, робототехника (с учетом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
3. ИКТ (с учетом возможностей материально-технической базы образовательной
организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся
овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих
черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, уменияискать и использовать
информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей
с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчетов, вычислений,
построение форм с учетом основ геометрии, работа с
геометрическими фигурами,
телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств
художественной выразительности,
законов
и
правил
декоративно-прикладного
искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как
универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как
источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших
видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа
заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение»
(работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для изучения по предмету «Труд (технология)»
– 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
3
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах
на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,рисунку,
простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных
обозначений и по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и технологических операций,
подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку, отделку
изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной; соотносить
результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия
в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов(изделий)
с учетом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и
второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь различными
источниками, анализировать ее и отбирать в соответствии с решаемойзадачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов
работы;
использовать
знаково-символические
средства
для
решения
задач в
умственной или материализованной форме, выполнять действия моделирования,работать с
моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и
проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое;
использовать
средства
информационно-коммуникационных технологий
для решения
учебных
и практических
задач,
в том числе Интернет,
под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и
доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремесел на Руси и в России, высказывать свое
отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов Российской
Федерации;
4
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при работе с
разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их рольв жизни
каждого
человека,
ориентироваться
в
традициях организации и оформления
праздников.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебнопознавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и
выполнять ее в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их результатами
прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата
деятельности, при необходимости вносить кор рективы в выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять
роли, выполнять функции руководителя или подчиненного, осуществлять продуктивное
сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в
доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои предложения
и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы
и пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ТРУДУ (ТЕХНОЛОГИИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурнымии духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения
и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчествумастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического
сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к
сохранению окружающей среды;
понимание
культурно-исторической
ценности
традиций,
отраженных в
предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное
5
отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические
чувства
–
эмоционально-положительное
восприятие и понимание
красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной
художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики общения,
проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии(в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия; делать
обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно- художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информациив учебнике
и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в соответствии с
решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства
информационно-коммуникационных
технологий для
решения
учебных
и
практических
задач
(в
том
числе
Интернет с
6
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности
ее использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленнымв других
информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения,
формулировать
собственное
мнение
и
идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения,
учитывать ихв диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать
работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанныхошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и
подчиненного, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при
необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по труду (технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области
техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих
производствах;
7
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую
работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту
или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приемы обработки различных материалов
(например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные
способы в зависимости от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали
освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие
виды технической документации (чертеж развертки, эскиз, технический рисунок, схему) и
выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции
изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением
функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать
небольшие тексты,
презентации
и
печатные
публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта,
размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word, PowerPoint; решать
творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный
замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения,
аргументированно представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать
идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться,
участвовать в распределении ролей, координировать собственнуюработу в общем процессе.
2) Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» изложить в
следующей редакции:
Программа по физической культуре на уровне начального общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования
ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учётом потребности современного
российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении,
способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать
ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе по физической культуре отражены объективно сложившиеся реалии
современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных
организаций, запросы родителей обучающихся, педагогических работников на обновление
содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов,
новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе
обучающихся. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и
8
социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств
организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное
вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования
является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой
самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями.
Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и
сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной
деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений
оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в
формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья, уровня
развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной
направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное
вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями
по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и
зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих
процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся
к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса
к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической
культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе
обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения,
общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и
поступков в процессе совместной коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре
для начального общего образования являются базовые положения личностно-деятельностного
подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной личности
обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению
обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания
учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное
влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая
деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационнопроцессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих
дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки
обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической культуре в
раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладноориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы
обучающихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии
национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» обеспечивается
программами по видам спорта, которые могут использоваться образовательными
организациями исходя из интересов обучающихся, физкультурно-спортивных традиций,
наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава.
Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладноориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды
9
спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и
современных традициях региона и школы.
Содержание программы по физической культуре изложено по годам обучения и
раскрывает основные её содержательные линии, обязательные для изучения в каждом классе:
«Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое
совершенствование».
Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучающимися достигается посредством
современных научно обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения,
информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне начального общего
образования составляет – 405 часов: в 1 классе – 99 часов (3 часа в неделю), во 2 классе – 102
часа (3 часа в неделю), в 3 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 4 классе – 102 часа (3 часа в
неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры в России. Развитие национальных видов
спорта в России.
Способы самостоятельной деятельности
Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на работу организма.
Регулирование физической нагрузки по пульсу на самостоятельных занятиях физической
подготовкой. Определение тяжести нагрузки на самостоятельных занятиях физической
подготовкой по внешним признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей
физического развития и физической подготовленности посредством регулярного наблюдения.
Оказание первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической
культурой.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения (на расслабление
мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для снижения массы тела за счёт
упражнений с высокой активностью работы больших мышечных групп. Закаливающие
процедуры: купание в естественных водоёмах, солнечные и воздушные процедуры.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и акробатических
упражнений. Акробатические комбинации из хорошо освоенных упражнений. Опорный
прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой
гимнастической перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в танце «Леткаенка».
Лёгкая атлетика
Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических упражнений.
Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические действия при беге по
легкоатлетической дистанции: низкий старт, стартовое ускорение, финиширование. Метание
малого мяча на дальность стоя на месте.
10
Лыжная подготовка
Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой. Упражнения в
передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом.
Плавательная подготовка
Предупреждение травматизма во время занятий плавательной подготовкой. Упражнения
в плавании кролем на груди, ознакомительные упражнения в плавании кролем на спине.
Подвижные и спортивные игры
Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Подвижные игры
общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая подача, приём и передача мяча сверху,
выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол:
бросок мяча двумя руками от груди с места, выполнение освоенных технических действий в
условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча внутренней стороной
стопы, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Упражнения физической подготовки на развитие основных физических качеств.
Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры
народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья
человека;
формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного
общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения
совместных учебных заданий;
проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной
деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр,
этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;
стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового
образа жизни;
проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического
развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и
спортом на их показатели.
11
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической
подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные
особенности;
выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов,
приводить примеры физических упражнений по их устранению;
объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на
профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее изученный
материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога;
использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и
обучающимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям,
развитии физических качеств;
оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при
выполнении учебных заданий;
самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом
собственных интересов; оценивать свои успехи в занятиях физической культурой,
проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных
требований комплекса ГТО.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по физической культуре:
объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с подготовкой к труду и
защите Родины;
осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление
здоровья, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу при развитии
физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости;
приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время самостоятельных
занятий физической культурой и спортом, характеризовать причины их появления на
занятиях гимнастикой и лёгкой атлетикой, лыжной и плавательной подготовкой;
проявлять готовность оказать первую помощь в случае необходимости;
12
демонстрировать акробатические комбинации из 5–7 хорошо освоенных упражнений
(с помощью учителя);
демонстрировать опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом
напрыгивания;
демонстрировать движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под
музыкальное сопровождение;
выполнять прыжок в высоту с разбега перешагиванием;
выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность;
демонстрировать проплывание учебной дистанции кролем на груди или кролем на
спине (по выбору обучающегося);
выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол, волейбол и
футбол в условиях игровой деятельности;
выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в
их показателях.
4). Учебный план МОУ СОШ им. А. И. Панкова с. Головинщино для начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) изложить в следующей редакции:
Вариант N 1
Классы
\
\
Количество часов в
Всего
неделю
\
Предметные области
\
Учебные \
предметы
\
1
1 доп. 2
3
4
Русский язык
5
5
5
4
4
23
Литературное чтение
4
4
4
4
3
19
Иностранный язык (немецкий)
-
-
-
1
1
2
Математика и информатика Математика
4
4
4
4
4
20
Обществознание
естествознание
2
2
2
2
2
10
Основы
религиозных Основы религиозных культур и
культур и светской этики
светской этики
-
-
-
1
1
Искусство
Русский
язык
литературное чтение
и
Иностранный язык
и
Окружающий мир
Музыка
1
1
1
1
1
5
Изобразительное искусство
1
1
1
1
1
5
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая культура
Физическая
(Адаптивная
культура)
культура
физическая 3
3
3
3
3
15
Итого
21 21
13
21 21 21 105
Часть, формируемая участниками образовательного процесса -
-
2
2
2
6
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
21 21
учебной неделе)
23 23 23 111
Внеурочная
деятельность
развивающую область):
10 10
10 10 10 50
коррекционно-развивающая область
7
7
7
7
7
35
коррекционно-развивающие занятия
6
6
6
6
6
30
Ритмика
1
1
1
1
1
5
направления внеурочной деятельности
3
3
3
3
3
15
Всего
31 31
(включая
коррекционно-
14
33 33 33 161