Приняты на заседании педагогического совета Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы им. А.И. Панкова с. Головинщино Каменского района Пензенской области (Протокол № 3 от 21 октября 2023 года) «Утверждаю» Директор Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы им. А.И. Панкова с. Головинщино Каменского района Пензенской области Г.Н. Ломакина (Приказ от 29.09.2023 года № 106 /01-04 ) ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы им. А.И. Панкова с. Головинщино Каменского района Пензенской области I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями) и Уставом МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино Каменского района Пензенской области. Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета (курса) основной образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино Каменского района Пензенской области, регулирующим содержание и порядок, формы, периодичность проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также порядок перевода обучающихся в следующий класс, особенности проведения промежуточной аттестации экстернов, осваивающих образовательные программы в форме семейного образования, самообразования. II. Формы, периодичность проведения текущего контроля успеваемости обучающихся Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с рабочей программой по учебному предмету (курсу). Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательной деятельности максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных образовательных программ, предусмотренных федеральными государственными– образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее ФГОС). Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода в целях: контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных основной образовательной программой; оценки соответствия результатов освоения основных образовательных программ требованиям ФГОС; проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть основной образовательной программы. Формы, периодичность, а также количество обязательных мероприятий в рамках текущего контроля успеваемости обучающихся учитель определяет самостоятельно в соответствии с рабочей программой по учебному предмету (курсу), с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. В рамках текущего контроля успеваемости обучающийся должен выполнить все контрольные, проверочные, лабораторные работы, устные зачеты, зачеты с практическим заданием и иные виды работ, которые определены учителем в рабочей программе по предмету как обязательные. В случае отсутствия обучающегося на учебных занятиях в день проведения обязательных мероприятий в рамках текущего контроля успеваемости, по согласованию с обучающимися и родителями, данные работы выполняются в дополнительные сроки. Текущий контроль успеваемости обучающихся первых классов в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок. При освоении программ факультативных курсов, индивидуальных и групповых занятий, практикумов, курсов по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ применяется безотметочная система оценивания. По всем остальным предметам во 2-х – 11-х классах вводится отметка в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Критериальная база для оценки уровня достижения планируемых результатов зафиксирована в Положении о системе оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП. Обучающиеся специальной медицинской группы «Б» на основании представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК, оцениваются в образовательном учреждении по разделам: «Основы теоретических знаний» в виде устного опроса или написания рефератов, «Практические умения и навыки» в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой аттестацией по предмету «Физическая культура». Обучающиеся, освобожденные от уроков физической культуры, оцениваются на основе выполнения индивидуальных заданий по теоретической части учебного предмета «физическая культура», за которые впоследствии выставляются текущие и итоговые оценки. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с основной образовательной программой и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. Формами текущего контроля являются: письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные работы в форме проектного задания; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, эссе, диктанты, диктанты с грамматическим заданием, рефераты и проекты; устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов, собеседование, устный зачет, защита проекта (публичное выступление); комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. Результаты текущего контроля фиксируются в электронных классных журналах. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по четырехбалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Письменные работы в форме сочинения и диктанта с грамматическим заданием по русскому языку оцениваются двойной отметкой. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения основной образовательной программы. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) результаты текущего контроля успеваемости обучающихся посредством заполнения журнала в электронной форме, выставление отметок в дневник обучающегося. По запросу родителей (законных представителей) обучающихся педагогические работники обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающегося в письменной форме в виде выписки из электронного классного журнала, для чего должны обратиться к классному руководителю или заместителю директора. III. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов (курсов), предусмотренных основной образовательной программой. Целями проведения промежуточной аттестации являются: объективное установление фактического уровня освоения основной образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС, оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им основной образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении образовательной деятельности; оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Промежуточная аттестация в МОУ СОШ им. А.И Панкова с. Головинщино проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися основных образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых ими результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. Промежуточная аттестация проводится, начиная с 1 класса. При проведении промежуточной аттестации используются формы, основанные: на встроенном педагогическом наблюдении; экспертной оценке; учете текущих образовательных результатов. За исключением формы учета текущих образовательных результатов, все остальные формы промежуточной аттестации объединяются понятием контрольно-оценочной процедуры и проводятся с использованием специально разработанных контрольно –измерительных материалов (далее – КИМ). Контрольно- оценочная процедура предполагает непосредственное участие в ней обучающегося. В отличие от контрольно-оценочной процедуры форма учета текущих образовательных результатов не предполагает непосредственного участия в ней обучающегося, а применяется исключительно на основе сведений о текущих образовательных результатах. Для проведения контрольно-оценочных процедур возможно использование КИМ разработанных учителем, предложенных федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений" (http://www.fipi.ru/), телекоммуникационной системой СтатГрад (https://statgrad.org ), в методических сборниках, допущенных и рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при организации образовательного процесса в школе, иных источников, соответствующих требованиям ФГОС. Разработка КИМ может осуществляться индивидуально учителемпредметником или коллективом учителей предметных методических объединений. При разработке КИМ должно быть обеспечено их соответствие: - ФГОС соответствующего уровня образования; - основной образовательной программе (ООП) и учебному плану; - рабочей программе по предмету (курсу). КИМ должны разрабатываться на следующих принципах оценивания: - валидности (характеризует пригодность результатов контроля для той цели, ради которой оно проводится); - надежности (отражает точность диагностических измерений; устойчивость результатов контроля к действию случайных факторов); - объективность (обеспечивается максимальной стандартизацией проведения контроля, которая возможна только при одинаковых условиях для всех участников, использовании единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений и интерпретации полученных результатов). В рамках промежуточной аттестации могут быть письменные и устные формы контрольно-оценочных процедур. К письменным формам относятся: тесты; комплексные работы; контрольные работы; контрольные диктанты, диктанты с грамматическим заданием, изложения; задания на основе текста; творческие работы: сочинения, эссе; рефераты; письменные работы в форме проектного задания; тестовая работа межпредметного характера; тестирование в форме ОГЭ, ЕГЭ; письменная работа в форме ВПР. К устным формам относятся: устный зачет с практическим заданием; собеседование; защита проекта; экзамен. Промежуточная аттестация подразделяется на: четвертную (полугодовую) промежуточную аттестацию, которая проводится в декабре следующим образом: Класс 2 3 4 5-6 7-8 9 10 11 с использованием контрольно- оценочных процедур Русский язык Математика Русский язык Математика Русский язык Математика Русский язык Математика Русский язык Алгебра Геометрия Русский язык Алгебра Геометрия Русский язык Математика Русский язык Математика с использованием формы учета текущих образовательных результатов Все остальные предметы учебного плана Все остальные предметы учебного плана В 1-х классах в конце каждой учебной четверти учителем осуществляется качественная оценка итогов освоения учебного материала обучающимися по каждому учебному предмету. годовую промежуточную аттестацию, которая проводится в конце учебного года (апрель – май) следующим образом: Класс с использованием контрольно- оценочных процедур с использованием формы учета текущих образовательных результатов 1-2 3-4 5-6 7-8 9 10 11 Русский язык Математика Литературное чтение Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир Русский язык Математика Русский язык Алгебра Геометрия Русский язык Математика - Все остальные предметы учебного плана Все остальные предметы учебного плана Все предметы учебного плана Все остальные предметы учебного плана Все предметы учебного плана В 1 классе годовая промежуточная аттестация проводится в форме комплексной работы, составленной на основе содержания по математике, русскому языку, литературному чтению. По остальным предметам учебного плана вывод об освоении/неосвоении программы за 1 класс делается учителем на основании текущего учета продвижения ребенка в освоении программ по предметам (Портфолио, результаты выполнения текущих работ). Формы промежуточной аттестации в остальных классах определяются учителями- предметниками с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых учителем образовательных технологий, отражаются в рабочей программе по предмету и указываются в учебном плане школы. График проведения контрольно-оценочных процедур в рамках промежуточной аттестации утверждается приказом директора не позднее, чем за 2 недели до начала проведения работ. График проведения промежуточной аттестации доводится до сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) и размещается на официальном сайте школы. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по четырехбалльной системе («2», «3», «4», «5»), кроме учебных предметов (курсов), по которым используется безотметочное обучение. Для фиксации результатов выполнения комплексной работы в 1 классе используется следующая шкала: «БП - достиг базового и повышенного уровня», «Б- достиг базового уровня», «НБ- не достиг базового уровня». Отметка за работу в рамках годовой промежуточной аттестации, в том числе по шкале, которая используется при оценке комплексной работы в 1 классе, фиксируется в протоколе, в электронном классном журнале заносится в отдельную графу и учитывается при выведении годовой отметки по предмету в соответствии с п. 4.5. данного Положения. Если обучающийся получил неудовлетворительную отметку («2») за работу в рамках полугодовой/годовой промежуточной аттестации, учитель не имеет права выставить положительную отметку за четверть (полугодие)/год. Если обучающийся 1 класса получил за комплексную работу отметку «НБ- не достиг базового уровня», то учитель вправе считать, что обучающимся не освоена программа по учебным предметам, содержание которых было отражено в работе. Обучающимся, получившим неудовлетворительную отметку по результатам промежуточной аттестации, не достигшим базового уровня – «НБ» (для 1 класса), а также обучающимся, которые отсутствовали на промежуточной аттестации по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), предоставляется возможность не позднее окончания учебной четверти/учебного года повторно пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки. Используются следующие формы проведения промежуточной аттестации в дополнительные сроки: - предметы, по которым проводилась аттестация с использованием контрольно-оценочных процедур – в той же форме, что и в основной период; - предметы, по которым промежуточная аттестация проводилась без использования контрольно-оценочных процедур, т.е. с использованием формы учета текущих образовательных результатов – в форме, которую определяет учитель-предметник из перечня форм представленных в п.3.6 данного Положения. Дополнительные сроки прохождения промежуточной аттестации утверждаются приказом директора. Результаты прохождения промежуточной аттестации в дополнительные сроки фиксируются в протоколе. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) результаты промежуточной аттестации обучающихся посредством заполнения электронного классных журналов. По запросу родителей (законных представителей) обучающихся педагогические работники обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю или заместителю директора. На основании личных заявлений обучающихся (их законных представителей) могут быть установлены особые сроки и порядок проведения промежуточной аттестации в следующих случаях: выезд на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия; отъезд на постоянное место жительства за рубеж; иные случаи по решению педагогического совета. Обучающимся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, обучающиеся по индивидуальному учебному плану на дому, предоставляется возможность проходить промежуточную аттестацию с применением дистанционных образовательных технологий и с учетом рекомендаций медицинской организации. Порядок проведения промежуточной аттестации для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы на дому, определяется индивидуальным учебным планом с учетом психофизического развития, возможностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях педагогического совета МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино. IV. Порядок выставления отметок за четверть/полугодие, год Отметка за четверть/полугодие выводится на основе результатов текущего контроля успеваемости и выставляется как округлённое по законам математики до ближайшего целого числа среднее арифметическое отметок, полученных обучающимся в период учебной четверти по данному предмету. В случае получения неудовлетворительного результата за работу в рамках промежуточной аттестации необходимо руководствоваться п.3.12-3.14. Для выставления четвертной (полугодовой) отметки необходимо следующее минимальное количество отметок в течение учебной четверти: при 1 ч в неделю – 3 при 2 ч в неделю – 5 при 3 ч в неделю – 6 при 4 ч в неделю – 7 при 5 ч в неделю – 9 при 6 ч в неделю – 11 При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть/полугодие обучающийся не аттестуется. В журнал в соответствующей графе отметка не выставляется, а делается запись н/а. В течение следующей учебной четверти/полугодия, по согласованию с родителями обучающегося, педагогами школы создаются условия для прохождения программного материала неосвоенной обучающимся части учебной программы через организацию консультаций, индивидуальных занятий. Педагог осуществляет текущий контроль за освоением программного материала обучающимся в формах определенных рабочей программой по учебному предмету. Результаты текущего контроля и отметка за четверть/полугодие фиксируются в протоколе, в электронный классный журнал вносится отметка за четверть/полугодие и делается комментарий к записи «аттестация пройдена». Протокол сдается заместителю директора. . Дети, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе их аттестации в этих учебных заведениях. Для аттестации по тому или иному предмету, преподавание которого не осуществлялось в данном учебном заведении, или при отсутствии необходимого количества отметок для выведения отметки за четверть/полугодие, применяется п. 4.3 настоящего Положения. Годовая отметка во 2-11 классах по учебным предметам учебного плана школы выставляется следующим образом: Перечень предметов Предметы, по которым промежуточная аттестация проводится с использованием формы учета текущих образовательных результатов Порядок выведения годовой отметки Годовые отметки выставляются как округлённое по законам математики до ближайшего целого числа среднее арифметическое четвертных/полугодовых отметок по данному предмету Предметы, по которым промежуточная ат- Годовые отметки выставляются как округтестация проводится с использованием кон- лённое по законам математики до ближайтрольно-оценочных процедур шего целого числа среднее арифметическое пяти/трёх отметок: четвертные/ полугодовые отметки и отметка за работу в рамках промежуточной аттестации. В случае получения неудовлетворительной отметки за работу в рамках промежуточной аттестации необходимо руководствоваться п.3.12-3.14 V. Порядок перевода обучающихся в следующий класс Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть основной образовательной программы, переводятся в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам основной образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные школой. Педагоги школы создают условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивают контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, в праве пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые школой, в пределах одного года с момента образования академической задолженности; в указанный период не включается время болезни обучающегося. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино создается комиссия, в состав которой входит заместитель директора и 2 учителя- предметника. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Обучающиеся по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино информирует родителей обучающегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения обучающегося в письменной форме. VI. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов По заявлению родителей (законных представителей) промежуточную аттестацию могут проходить обучающиеся, освоившие основные образовательные программы: в форме семейного образования (далее-экстерны): обучающиеся на уровне начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования; в форме самообразования (далее-экстерны), обучающиеся на уровне среднего общего образования. Промежуточная аттестация экстернов проводится в формах, предусмотренных основной образовательной программой, в порядке, установленном настоящим Положением. Экстерн и его родители (законные представители) имеют право на получение информации о формах и порядке проведения промежуточной аттестации. По заявлению родителей (законных представителей) экстерна в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино вправе установить экстерну индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации. Экстерн имеет право пройти промежуточную аттестацию с применением дистанционных образовательных технологий, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи информации и взаимодействие обучающегося и учителя. Для проведения промежуточной аттестации экстернов создаются комиссии в составе учителя-предметника, преподающего в данном классе и ассистента. Состав комиссии утверждается приказом директора. Результаты промежуточной аттестации экстерна отражаются в протоколах комиссий по соответствующим предметам. Экстерн имеет право представить в школу результаты прохождения промежуточной аттестации в других ОО. Педагогический совет имеет право принимать решение о переводе в следующий класс, допуске экстерна к прохождению ГИА на основании результатов промежуточной аттестации, в том числе представленных результатов прохождения промежуточной аттестации в других ОО. Экстерну, его родителям (законным представителям), прошедшим промежуточную аттестацию выдается справка установленного образца, которая хранится в личном деле обучающегося.