1. Общие положения
1.1.
Данное
Положение
о
школьной
библиотеке
образовательной
организации разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на
29 декабря 2022 года и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в
редакции от 11 июня 2021 года, с учетом Федерального закона от 25 июля
2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с
изменениями на 28 декабря 2022 года, а также Устава общеобразовательной
организации и других нормативных правовых актов Российской Федерации,
регламентирующих
деятельность
общеобразовательных
организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает
основные принципы, задачи и функции библиотеки в образовательном
учреждении, определяет организацию деятельности, управление, порядок
пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и работников библиотеки общеобразовательной
организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции
библиотеки
общеобразовательной
организации,
которая
способствует
формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить
эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной
деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и
определяет уровень
подразделению
1.5.
Школьная
образовательной
требований
к
библиотеке
как
общеобразовательной
библиотека
является
организации,
участвующим
структурному
организации.
структурным
в
к
подразделением
учебно-воспитательной
деятельности в целях обеспечения права участников образовательной
деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными традициями,
а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры.
Обеспеченность
справочными
библиотеки
документами
учебными,
учитывается
методическими
при
и
лицензировании
образовательной
организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об
образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и
бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников
общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы родителей
на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся
возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся
на
основе
усвоения
Федеральных
государственных
образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного
выбора
и
последующего
освоения
профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о
школьной библиотеке, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей,
гражданственности,
свободного
развития
личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от
25
июля
2002
г. №
114-ФЗ
«О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями на 28 декабря 2022 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том
числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии
Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической,
социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального
закона № 114-ФЗ относятся:
официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии
с международно-правовыми актами за преступления против мира и
человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой
статьи 1 настоящего Федерального закона;
любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального
закона.
2.5.
В
помещении
экстремистской
библиотеки
литературы,
размещается
утвержденный
Федеральный
федеральным
список
органом
исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
библиотеками
определяются
в
Правилах
пользования
библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность
и
качество
библиотечно-информационного
обслуживания
библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной
безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования
учащихся
3.2.
и
педагогов
Обеспечение
общеобразовательной
участникам
образовательной
организации.
деятельности
—
обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся
— доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:
бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
цифровом (DVD -диски);
коммуникативном и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя:
обучение
пользованию
книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации
обучающегося,
развитии
его
творческого
потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение
поиску,
отбору
и
критической
оценке
информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения
новых
информационных
технологий
и
компьютеризации
библиотечно-информационной деятельности, формирование комфортной
библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного
фонда.
4. Основные функции школьной библиотеки
Для
реализации
основных
задач
школьная
библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2.
Формирует
фонд
библиотечно-информационных
ресурсов
общеобразовательной организации:
комплектует
научными,
универсальный
справочными,
фонд
учебными,
педагогическими
и
художественными,
научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации,
учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной
к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: картотеку
учебной литературы;
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
обеспечивает
информирование
пользователей
об
информационной
продукции.
4.4.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;
создает
условия
для
реализации
самостоятельности
в
обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения ;
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой и информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления.
4.5.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
выявляет информационные потребности
и
удовлетворяет
запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
создает
банк
педагогической
информационной
службы
информации
как
основы
общеобразовательной
единой
организации,
осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам;
способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.
4.6.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет
запросы
пользователей
и
информирует
о
новых
по
учету
поступлениях в библиотеку;
консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7.
Осуществляет
введение
необходимой
документации
библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с
установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических
обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные
условия
для
обслуживания
читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения)
с
целью
формирования
оптимального
состава
библиотечного
фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной
библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в
работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13.
Обеспечивает
требуемый
режим
хранения
и
сохранности
библиотечного
4.14.
фонда
Организует
работу
по
сохранности
библиотечного
фонда
общеобразовательной организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
учебным
и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной
библиотеки.
5.2. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на
улучшение
материально-технической
профессиональных
изданий,
базы
библиотеки,
комплектование
фонда
подписку
документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности
аппаратуры,
оборудования
и
имущества
школьной
библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного
фонда
библиотеки,
комплектование
учебного
фонда
в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор
школы
в
соответствии
с
Уставом
общеобразовательной
организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами
внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет
директор
школы,
который
утверждает
нормы
и
технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор
несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую
очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание
комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательной
организации.
6.3.
Библиотекарь
назначается
директором
общеобразовательной
организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
6.4. Библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты
ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые
обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором.
Годовой план работы библиотеки является частью общего годового плана
общеобразовательной
организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие
необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием
работы
общеобразовательной
организации.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки
к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности
работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной
организации регулируются трудовым договором, условия которого не
должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
6.9.
Библиотечный
работник
должен
строго
соблюдать
настоящее
Положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в
помещении библиотеки и в общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Библиотекарь имеет право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной
деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в
настоящем Положении и Уставе образовательной организации;
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом
виды
и
размеры
компенсации
ущерба,
нанесенного
пользователями библиотеки;
взыскивать
в
соответствии
с
действующим
законодательством
компенсацию ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за
несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные
представители;
вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты
труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей
работников
библиотеки;
по
компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере).
на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих
нормативных актах Правительства РФ.
быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и
культуры;
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Библиотекарь обязан:
обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями
учебных
общеобразовательной
изданий,
образовательными
организации,
интересами,
программами
потребностями
и
запросами всех категорий пользователей;
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
обеспечивать
режим
работы
пользователей и работой школы;
в
соответствии
с
потребностями
вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке
перед директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несёт ответственность
за
соблюдение
трудовых
отношений,
регламентируемых
законодательством о труде, Правилами внутреннего трудового распорядка
в школе, трудовым договором.
за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
получать
полную
информацию
о
составе
библиотечного
фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы
услугах;
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
продлевать срок пользования документами и литературой;
участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
соблюдать правила пользования библиотекой;
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам
на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
пользоваться ценными и справочными документами и литературой только
в помещении библиотеки школы;
убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные
дефекты
в
сдаваемых
книгах
несет
последний
пользователь;
расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных
представителей)
обучающихся
—
по
паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3.
Документом,
подтверждающим право
пользования
библиотекой,
является читательский формуляр.
9.4.
Читательский
формуляр
фиксирует
дату
выдачи
пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются
в
письменной
законодательством
10.3.
Положение
форме
в
соответствии
Российской
о
библиотеке
общеобразовательной
действующим
Федерации.
организации
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.