Положение о школьной библиотеке

1. Общие положения
1.1.

Данное

Положение

о

школьной

библиотеке

образовательной

организации разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на
29 декабря 2022 года и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в
редакции от 11 июня 2021 года, с учетом Федерального закона от 25 июля
2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с
изменениями на 28 декабря 2022 года, а также Устава общеобразовательной
организации и других нормативных правовых актов Российской Федерации,
регламентирующих

деятельность

общеобразовательных

организаций.

1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает
основные принципы, задачи и функции библиотеки в образовательном
учреждении, определяет организацию деятельности, управление, порядок
пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и работников библиотеки общеобразовательной
организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции
библиотеки

общеобразовательной

организации,

которая

способствует

формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить
эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной
деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и
определяет уровень
подразделению
1.5.

Школьная

образовательной

требований

к

библиотеке

как

общеобразовательной
библиотека

является

организации,

участвующим

структурному
организации.

структурным
в

к

подразделением

учебно-воспитательной

деятельности в целях обеспечения права участников образовательной
деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в

соответствии с российскими культурными и образовательными традициями,
а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры.

Обеспеченность

справочными

библиотеки

документами

учебными,

учитывается

методическими

при

и

лицензировании

образовательной

организации.

1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об
образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и
бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников
общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы родителей
на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся
возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся

на

основе

усвоения

Федеральных

государственных

образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного

выбора

и

последующего

освоения

профессиональных

образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о
школьной библиотеке, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих

ценностей,

гражданственности,

свободного

развития

личности.

2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от
25

июля

2002

г. №

114-ФЗ

«О противодействии экстремистской

деятельности» (с изменениями на 28 декабря 2022 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том
числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии
Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической,
социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального
закона № 114-ФЗ относятся:


официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;



материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии
с международно-правовыми актами за преступления против мира и
человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой
статьи 1 настоящего Федерального закона;



любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального
закона.

2.5.

В

помещении

экстремистской

библиотеки

литературы,

размещается

утвержденный

Федеральный
федеральным

список
органом

исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.

2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
библиотеками

определяются

в

Правилах

пользования

библиотекой.

2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность
и

качество

библиотечно-информационного

обслуживания

библиотеки.

2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной
безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования
учащихся
3.2.

и

педагогов

Обеспечение

общеобразовательной

участникам

образовательной

организации.

деятельности

—

обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся
— доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:


бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);



цифровом (DVD -диски);



коммуникативном и иных носителях.

3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя:

обучение

пользованию

книгой.

3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации

обучающегося,

развитии

его

творческого

потенциала.

3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение

поиску,

отбору

и

критической

оценке

информации.

3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения

новых

информационных

технологий

и

компьютеризации

библиотечно-информационной деятельности, формирование комфортной
библиотечной среды.

3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного
фонда.
4. Основные функции школьной библиотеки
Для

реализации

основных

задач

школьная

библиотека:

4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2.

Формирует

фонд

библиотечно-информационных

ресурсов

общеобразовательной организации:


комплектует
научными,

универсальный
справочными,

фонд

учебными,

педагогическими

и

художественными,
научно-популярными

документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации,
учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной
к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;


осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.

4.3. Создает информационную продукцию:


организует и ведет справочно-библиографический аппарат: картотеку
учебной литературы;



разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);



обеспечивает

информирование

пользователей

об

информационной

продукции.
4.4.

Осуществляет

дифференцированное

библиотечно-информационное

обслуживание обучающихся:


обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;



предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;



создает

условия

для

реализации

самостоятельности

в

обучении,

познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;


способствует развитию навыков самообучения ;



организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой и информацией;



оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;



организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления.

4.5.

Осуществляет

дифференцированное

библиотечно-информационное

обслуживание педагогических работников:


выявляет информационные потребности

и

удовлетворяет

запросы,

связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;


создает

банк

педагогической

информационной

службы

информации

как

основы

общеобразовательной

единой

организации,

осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам;


способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.

4.6.

Осуществляет

дифференцированное

библиотечно-информационное

обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:


удовлетворяет

запросы

пользователей

и

информирует

о

новых

по

учету

поступлениях в библиотеку;


консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.

4.7.

Осуществляет

введение

необходимой

документации

библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с
установленным порядком.

4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических
обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные

условия

для

обслуживания

читателей.

4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения)

с

целью

формирования

оптимального

состава

библиотечного

фонда.

4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной
библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в
работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13.

Обеспечивает

требуемый

режим

хранения

и

сохранности

библиотечного
4.14.

фонда

Организует

работу

по

сохранности

библиотечного

фонда

общеобразовательной организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными
государственными

образовательными

стандартами,

учебным

и

воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной

библиотеки.

5.2. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на
улучшение

материально-технической

профессиональных

изданий,

базы

библиотеки,

комплектование

фонда

подписку
документов.

5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности
аппаратуры,

оборудования

и

имущества

школьной

библиотеки.

5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного

фонда

библиотеки,

комплектование

учебного

фонда

в

соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических

изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор

школы

в

соответствии

с

Уставом

общеобразовательной

организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами
внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет

директор

школы,

который

утверждает

нормы

и

технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор
несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую
очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание
комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательной
организации.
6.3.

Библиотекарь

назначается

директором

общеобразовательной

организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
6.4. Библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты
ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые
обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором.
Годовой план работы библиотеки является частью общего годового плана
общеобразовательной

организации.

6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие
необходимую

профессиональную

подготовку,

соответствующую

требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием

работы

общеобразовательной

организации.

6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки
к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности
работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной
организации регулируются трудовым договором, условия которого не
должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
6.9.

Библиотечный

работник

должен

строго

соблюдать

настоящее

Положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в
помещении библиотеки и в общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Библиотекарь имеет право:


самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной
деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в
настоящем Положении и Уставе образовательной организации;



изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;



определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом

виды

и

размеры

компенсации

ущерба,

нанесенного

пользователями библиотеки;


взыскивать

в

соответствии

с

действующим

законодательством

компенсацию ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за

несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные
представители;


вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты
труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей

работников

библиотеки;

по

компенсационным

мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере).


на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих
нормативных актах Правительства РФ.



быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и
культуры;



участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.

7.2. Библиотекарь обязан:


обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;



информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;



формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями

учебных

общеобразовательной

изданий,

образовательными

организации,

интересами,

программами

потребностями

и

запросами всех категорий пользователей;


совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;



обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;



обеспечивать

режим

работы

пользователей и работой школы;

в

соответствии

с

потребностями



вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке
перед директором общеобразовательной организации.

7.3. Библиотечный работник несёт ответственность


за

соблюдение

трудовых

отношений,

регламентируемых

законодательством о труде, Правилами внутреннего трудового распорядка
в школе, трудовым договором.


за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.



за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.

8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:


получать

полную

информацию

о

составе

библиотечного

фонда,

информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы
услугах;


пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;



получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;



получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;



продлевать срок пользования документами и литературой;



участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;



обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:


соблюдать правила пользования библиотекой;



бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам
на различных носителях, оборудованию, инвентарю;



пользоваться ценными и справочными документами и литературой только
в помещении библиотеки школы;



убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные

дефекты

в

сдаваемых

книгах

несет

последний

пользователь;


расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);



возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;



заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;



полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательной организации.

9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных
представителей)

обучающихся

—

по

паспорту.

9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3.

Документом,

подтверждающим право

пользования

библиотекой,

является читательский формуляр.
9.4.

Читательский

формуляр

фиксирует

дату

выдачи

пользователю

документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются

в

письменной

законодательством
10.3.

Положение

форме

в

соответствии

Российской
о

библиотеке

общеобразовательной

действующим
Федерации.
организации

принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».