Выписка из ООП ООО
МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино
Каменского района Пензенской области
Приказ №56/01-04 от 29 августа 2025 года
Утверждаю
Директор МОУ СОШ
им. А.И. Панкова с.Головинщино
____________/Г.Н. Ломакина/
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино
Каменского района Пензенской области
с. Головинщино, 2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………........ 3
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ...…………………………………………………...………… 5
1.1. Методологические подходы и принципы воспитания……………....…..5
1.2. Цель и задачи воспитания обучающихся…………………………...........7
1.3. Направления воспитания…………………………………...……………..8
1.4. Целевые ориентиры результатов воспитания……………………….…...9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………….........13
2.1. Уклад МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино…….……..……...13
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.…....……...17
2.2.1. Модуль «Урочная деятельность» ...…………………………………...18
2.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность» ...……………………………….19
2.2.3. Модуль «Классное руководство» ...…………………………………...20
2.2.4. Модуль «Основные школьные дела» ...…………………………….…22
2.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия» ...……………………………..23
2.2.6. Модуль «Организация предметно – пространсвенной среды»……... 23
2.2.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законным
представителями)» ...………….…………...……………………………........ 24
2.2.8. Модуль «Самоуправление» ...……………………...…………………. 25
2.2.9. Модуль «Профилактика и безопасность» ...………………………..…26
2.2.10. Модуль «Социальное партнерство» ...…………………………..…...27
2.2.11. Модуль «Профориентация» ...…………………………………..……27
2.2.12. Модуль «Детские общественные объединения» ...……………...…..28
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ...…………..…………………………….…... 31
3.1. Кадровое обеспечение………………………………..…………….…….31
3.2. Нормативно-методическое обеспечение…………...…………….…......32
3.3.Требования к условиям работы с детьми с особыми
образовательными потребностями..………………………………………....33
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся……….……….........................34
3.5. Анализ воспитательного процесса……………………………..………..35
Приложение 1. Календарный план воспитательной работы ООО………………..39
2
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания является частью ООП ООО
муниципального
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы им. А.И. Панкова
с. Головинщино (далее,
соответственно — программа воспитания, МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.
Головинщино), разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 20212025 гг., № 996-р (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р);
-Федерального закона от 04.09.2022 г. №371-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального закона от 31.07.2020 №304 ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
-Федерального закона от 24.07.1998 № 124 ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации»;
-Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на
период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2023 №
358);
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 №996-р);
-Приказа №287 Министерства Просвещения Российской Федерации об
утверждении ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования»;
- Приказа Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября
2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных программ»;
- Приказа Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря
2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся»
3
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля
2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы
воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22);
- Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2025 N 81220).
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
рабочими программами воспитания для образовательных организаций
дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино, в том числе советов
обучающихся, советов родителей (законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам
и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских
базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего
образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовнонравственного, эстетического, физического, трудового, экологического,
познавательного воспитания.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный. Приложение - календарный план воспитательной работы.
4
В соответствии с особенностями МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино
внесены изменения в содержательный и организационный разделы программы
воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-правовой
формы, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей),
направленностью образовательной программы, учитывающей этнокультурные
интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Концепция воспитания в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино носит
гуманистический характер, обращена к личности воспитанника, к созданию
условий для развития его внутренних потенциальных возможностей и на этой
основе миссия воспитания в школе: позитивная самореализация личности,
характеризующейся широкими и устойчивыми интересами, высоким уровнем
познавательной и общественной активности, способной отстаивать свои
нравственные позиции и принципы, созидать себя независимого интеллектуала, и
окружающий мир; приоритет духовно-нравственного воспитания детей и
молодёжи в воспитательной работе школы: уважение к национальному
культурному и историческому наследию, к истории России и малой родины.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Содержание воспитания обучающихся в МОУ СОШ им. А.И. Панкова
с.Головинщино определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры,
традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в
сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.1.
Методологические подходы и принципы воспитания
Методологической основой воспитательной деятельности являются
аксиологический, антропологический, культурно-исторический и системнодеятельностный подходы:
5
- аксиологический подход, суть которого заключается в понимании
воспитания как социальной деятельности, направленной на передачу
общественных ценностей от старшего поколения младшему. Содержание
воспитания при аксиологическом подходе определяют общественные ценности.
Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают
социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия, нравственное
самосознание и нравственная культура.
Аксиологический подход имеет принципиальное значение как для
определения ценностной системы духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся, так и для формирования уклада школы. Система ценностей
образовательной деятельности определяет содержание основных направлений
воспитания;
- гуманитарно-антропологический подход предполагает становление и
воспитание человека во всей полноте его природных, социальных и духовных
характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных
жизненных связей и отношений с другими людьми в событийной общности,
являющейся смысловым центром практики воспитания. В общностях происходит
зарождение нравственного сознания, навыков управления собственными
чувствами, обретение опыта нравственного поведения, что в совокупности с
личностными особенностями составляет основу субъективности ребёнка.
- культурно-исторический подход предполагает освоение личностью
ценностей культуры посредством интериоризации – личностного усвоения
внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становление
психических функций и развития в целом. Социальная ситуация развития
полагается в качестве главного источника развития ребёнка; его общения со
взрослым в ходе освоения культурных образцов и способов деятельности. Она
становится условием его ближайшего развития и задаёт перспективу, в которой
формируется образ будущего России, складывается понимание миссии и роли
нашей страны в мировом культурном наследии и его цивилизационном развитии.
- системно-деятельностный подход предполагает системную реализацию
воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие
у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъективной
личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного
выбора.
Методологические основы определяются рядом основных принципов
воспитания:
- гуманистической направленности воспитания: каждый обучающийся
имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его
достоинства, гуманное отношение, защиту его человеческих прав, свободное
развитие личности;
6
- ценностного единства и совместности: ценности и смыслы воспитания
едины и разделяемы всеми участниками образовательных отношений, что
предполагает содействие, сотворчество, сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение участников воспитательного (образовательного) процесса;
- культуросообразности: воспитание основывается на культуре и традициях
народов России, в воспитательной деятельности учитываются исторические и
социокультурные особенности региона, местности проживания обучающихся и
нахождения школы, традиционный уклад, образ жизни, национальные,
религиозные и иные культурные особенности местного населения;
- следования нравственному примеру: педагог, воспитатель должны в своей
деятельности, общении с обучающимися являть примеры соответствия слова и
дела, быть ориентиром нравственного поведения;
- безопасной жизнедеятельности: воспитание должно осуществляться в
условиях безопасности, обеспечения защищённости всех участников
воспитательной деятельности от внутренних и внешних угроз;
- совместной деятельности детей и взрослых: приобщение обучающихся к
культурным ценностям происходит в условиях совместной деятельности,
основанной на взаимном доверии, партнёрстве и ответственности;
-инклюзивности: образовательный процесс организовывается таким образом,
что все обучающиеся, независимо от их физических, интеллектуальных,
культурных, языковых и иных особенностей, включаются в общую систему
воспитательной деятельности;
-возрастосообразности:
проектирование
процесса
воспитания,
ориентированного на решение возрастных задач развития ребёнка с учётом его
возрастных и индивидуальных особенностей.
Данные принципы являются основой содержания программ воспитания,
реализуются при проектировании воспитания в школах, учитываются при
формировании и поддержании их уклада.
1.2.
Цель воспитания
с.Головинщино:
Цель и задачи воспитания обучающихся
обучающихся
в
МОУ
СОШ им. А.И.
Панкова
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
7
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания обучающихся в МОУ СОШ им. А.И. Панкова
с.Головинщино:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения обучающимися в МОУ СОШ им. А.И.
Панкова с.Головинщино включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино
планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно-исторического,
системно-деятельностного,
личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых,
следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
1.3. Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный
опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
8
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве
и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры.
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков.
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие
физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.4. Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО
установлены ФГОС ООО.
9
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания,
воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования:
1. Гражданское воспитание:
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического
сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, школы, в том числе самоуправлении,
ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
2. Патриотическое воспитание:
осознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины – России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
10
3. Духовно-нравственное воспитание:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом
национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно –
нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
4. Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их
влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
11
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей). Понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
6. Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой
деятельности
на
протяжении
жизни
для
успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе,
своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
7. Экологическое воспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей
их решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
8. Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
12
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природой и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накоплений
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Уклад МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино
Уклад — общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, поддерживающий традиции
региона и школы, задающий культуру поведения сообществ, определяющий
предметно-пространственную среду, учитывающий социокультурный контекст.
Историческая справка учреждения:
1935 г. – Головинщинская семилетняя школа
1958 г. – Головинщинская средняя школа
1997 г. – Головинщинская муниципальная средняя общеобразовательная
школа (распоряжение Главы администрации Каменского района № 257 от
27.11.1997 года)
2004 г. – Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Головинщино Каменского района (Приказ
Отдела образования администрации Каменского района № 56 – К от 13.04.2004
г.)
2006 г. – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Головинщино Каменского района (приказ
Управления образования администрации Каменского района Пензенской
области № 64 от 04.10.2006 г.)
2010г. - Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа им. А.И. Панкова с. Головинщино Каменского
района Пензенской области (Приказ Управления образования администрации
Каменского района Пензенской области №126/01-10 от 30.08.2010г.)
Организация воспитательной деятельности опирается на школьный уклад,
сложившийся на основе согласия всех участников образовательных отношений
относительно содержания, средств, традиций, особенностей воспитательной
деятельности, выражающий самобытный облик школы, её «лицо» и репутацию в
окружающем социуме, образовательном пространстве.
13
Уклад задает и удерживает ценности, принципы и традиции воспитания,
нравственную
культуру
взаимоотношений,
поведения
участников
воспитательного процесса, взрослых и детских сообществ, в том числе за
пределами школы, в сетевой среде, характеристики воспитывающей среды в
школе в целом и локальных воспитывающих сред, воспитывающих деятельностей
и практик. Привлечение обучающихся и их родителей (законных
представителей), работодателей, представителей учреждений культуры и спорта,
общественных и религиозных организаций к проектированию и обсуждению
уклада образовательной организации может стать существенным ресурсом
воспитания.
В 2010 году муниципальному общеобразовательному учреждению средней
общеобразовательной школе села Головинщино Каменского района Пензенской
области было присвоено имя Героя Советского Союза Алексея Ивановича
Панкова.
В МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино ведётся обучение с 1 по 10
класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное
общее образование, среднее общее образование. Школьный автобус, позволяет
привозить обучающихся
соседних сел Андреевка, Низовка, Кочетовка,
Скворечное, а также детей из сёл Нижнеломовского района- Лещиного, Большой
Мичкас.
МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино (далее – школа) - это сельская
школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ
искусств, качество сети Интернет невысокое. В ней обучаются менее ста
учащихся. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный
процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны.
Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в
городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к
Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям.
Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного
обитания.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается
детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно
раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших,
уважение к людям труда, взаимопомощь.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления
межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в
общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска
14
стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между
классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем
особенности сельской школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с Домом культуры с. Головинщино,
администрацией Головинщинского сельского совета, ПДН ОВД Каменского
района, ОГАИ ОМВД по Каменскому району. Принимаем участие во
Всероссийских и
региональных проектах, конкурсах и мероприятиях.
обучающиеся нашей школы постоянные участники проектов «А мы из Пензы!
Наследники победителей!», «Культурная суббота», «Культурный дневник
школьника Пензенской области», «Моя малая Родина», творческие коллективы
школы неоднократные победители и призеры региональной научно-практической
конференции «Люблю тебя, мой край родной!», районного патриотического
форума «Дорога к подвигу» и др. Школа работает по программам
профессиональной подготовки в рамках приоритетных проектов ПроеКТОриЯ,
«Билет в будущее», национального проекта «Успех каждого ребенка». На базе
школы создан отряд «ЮИД», отряд «ДЮП», отряд «Юнармия», отряд
волонтёров, действует школьное самоуправление обучающихся, в каникулярный
период действует пришкольный лагерь «Родничок».
Большое внимание уделяется в школе формированию здорового образа
жизни. В школе организован школьный спортивный клуб «Чемпион».
В школе уделяется большое внимание обустройству помещений, классных
комнат, учебных кабинетов (обеспечены компьютерной техникой и доступом в
интернет через подключение Wi-Fi), школьного двора, спортплощадки и так
далее. Все это создает психологический фон, на котором разворачиваются
взаимоотношения всех, кто находится в здании школы.
Для педагогического коллектива школы главной ценностью в построении
воспитательной работы является поддержка ученика в стремлении своего
интеллектуального,
творческого,
социального
развития
и
раннего
профессионального самоопределения.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
15
Системообразующим компонентом воспитательной системы школы
является развитие личности обучающихся, которое составляет цель и основной
результат воспитательного процесса.
Под воспитанием педагогический коллектив школы понимает
целенаправленное управление процессом развития личности, ее свободного
самоопределения и творческой самореализации, с опорой на единство учебновоспитательного процесса.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
•
неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности, обучающегося при нахождении в образовательной
организации;
•
ориентира на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
•
реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и
педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
•
организации основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
•
системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
•
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов: общешкольная линейка «Здравствуй, школа!»,
День учителя, акция «Открытка ветерану», акция «Открытка ветерану
педагогического труда», День памяти жертв политических репрессий, новогодние
торжества, праздник «Широкая Масленица», дни открытых дверей,
приуроченные Дню матери, Декада Мужества, акция «Окна Победы»,
«Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», Общешкольная торжественная
линейка «Последний звонок», Дни здоровья.;
16
•
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
•
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления,
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
•
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
•
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
•
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
Все национальные проекты в области образования, реализующиеся на
территории региона, активно внедряются и в МОУ СОШ им. А.И. Панкова
с.Головинщино. В рамках проекта «Современная школа» на базе школы создан
центр образования цифрового, естественнонаучного и технического профилей
«Точка роста».
Воспитательная система складывается из совместной деятельности
учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования,
педагогов учреждений культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока,
через систему дополнительного образования, через работу отрядов «ЮИД» и
«ДЮП», Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия»,
волонтеров в рамках российского движения детей и молодёжи «Движение
Первых», экскурсионной и творческой деятельности.
Управление воспитательным процессом в школе осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы на
основе принципов гласности, открытости, демократии и самоуправления на
уровне всех участников образовательного процесса. Наряду с администрацией, в
решении принципиальных вопросов воспитания, развития школы участвуют
советы самоуправления: Педагогический совет, Общешкольный родительский
комитет и Совет старшеклассников.
17
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены по
модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы
в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей
обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностями воспитания.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
планируются, представляются по модулям. В модуле описываются виды, формы
и содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определенного
направления деятельности в образовательной организации. Каждый из модулей
обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность,
взаимодействие с родителями и другое).
Воспитательная работа МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино
представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: урочная деятельность,
внеурочная деятельность, классное руководство, основные школьные дела,
внешкольные мероприятия, организация предметно-пространственной среды,
взаимодействие с родителями (законными представителями), самоуправление,
профилактика и безопасность, социальное партнерство, профориентация,
согласно правовым условиям реализации образовательных программ (урочная
деятельность, внеурочная деятельность и другое), а так же дополнительного
(вариативного) модуля: детские общественные объединения.
Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в
воспитательной системе МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино
2.2.1. Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может
предусматривать:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
18
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
2.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
19
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в
рамках выбранных ими курсов, занятий: «Разговор о важном», «История
Пензенского края», «Литературное краеведение», «География Пензенской
области»,
«Основы
географии»,
«Решение
математических задач»,
«Практическая информатика», «Россия – мои горизонты», «Юный биолог»,
«Химическая лаборатория», «Экспериментарий по физике».
курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности:
«Разговор о важном», «История Пензенского края», «Литературное
краеведение», «География Пензенской области»;
курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности: «Основы географии», «Решение
математических задач», «Практическая информатика» «Юный биолог»,
«Химическая лаборатория», «Экспериментарий по физике»;
курсы, занятия социо-культурной направленности: «Россия – мои горизонты».
С 1 сентября 2022 года в школах России запущен проект «Разговоры о
важном», охватывающий все направления воспитания. Внеурочная деятельность
«Разговоры о важном» направлена на укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма. Этому
способствует и традиция подъёма Государственного Флага Российской
федерации.
С 1 сентября 2023 учебного года ведутся профориентационные занятия
«Россия – мои горизонты» для обучающихся 6-11 классов. Он нацелен на
формирование
у
школьников
готовности
к
профессиональному
самоопределению, ознакомлению их с миром профессий, федеральным и
региональным рынками труда.
В рамках регионального проекта «Учусь плавать» в школе ведутся занятия по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
спортивной
направленности «Плавание» для обучающихся школы.
20
В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта
«Образование» на базе центра «Точка роста» реализуется дополнительная
общеобразовательная программа технического профиля «Введение в мир
робототехники» во внеурочное время
2.2.3. Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на
решение задач воспитания и социализации обучающихся, может
предусматривать:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями, способностями, давать возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования
дней рождения обучающихся;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.
Головинщино;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
21
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во
внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение
регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, МОУ
СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
2.2.4. Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного
предусматривает:
потенциала
основных
школьных
дел
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России,
мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.
Головинщино, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, вклад в развитие МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино,
своей местности;
социальные проекты в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино,
совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
22
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с
памятными датами, значимыми событиями для жителей населенного пункта;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях.
2.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.
Головинщино учебным предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в
том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению,
оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в
том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий
проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей
науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и
другого;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
2.2.6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида холла при входе в МОУ СОШ им. А.И. Панкова
с.Головинщино государственной символикой Российской Федерации,
Пензенской области, Каменского района;
23
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
размещение изображений географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными
обучающимися, с изображениями значимых культурных объектов местности,
региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных
деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных,
героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и другое;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в МОУ
СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино, доступных и безопасных
рекреационных зон, озеленение территории при школе;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
кабинетов, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций других),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.
Головинщино актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
24
2.2.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными
представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся может предусматривать:
создание и деятельность в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино, в
классах представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета школы, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в Управляющем совете образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и
педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети "Интернет", интернет-сообщества,
группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями.
2.2.8. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино предусматривает:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (Совет
обучающихся), избранных обучающимися;
25
представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления МОУ СОШ им. А.И. Панкова
с.Головинщино;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
участие органов ученического
самоуправления обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино;
организация и проведение социальных акций, направленных на
формирование социальной активности обучающихся;
осуществление органами ученического самоуправления деятельности по
соблюдению
обучающимися Правил внутреннего распорядка
обучающихся.
2.2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в
образовательной организации может предусматривать:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в МОУ
СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино эффективной профилактической
среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и другое);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
26
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической
и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и других);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
2.2.10. Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства в МОУ
СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники,
торжественные мероприятия и другие);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, мастер-классов, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений
актуальных проблем, касающихся жизни МОУ СОШ им. А.И. Панкова
с.Головинщино, Каменского района, Пензенской области, страны;
реализация
социальных
проектов,
совместно
разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности,
27
ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
2.2.11. Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных мероприятий, где обучающиеся могут познакомиться с
профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои
силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов:
«ПроеКториЯ», «Шоу профессий», «Урок цифры», «Билет в будущее»;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в
выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента
участников
образовательных
отношений,
внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
2.2.12. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детские общественные объединения – это
добровольное детско-юношеское объединение обучающихся МОУ СОШ им. А.И.
Панкова с. Головинщино, созданное по инициативе детей и взрослых,
28
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
•
организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие
качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать
и слышать других;
•
организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить
в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других;
•
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении.
Первичное отделение Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации – Российское движение детей и молодёжи
«Движение первых» – общероссийская общественно-государственная детскомолодёжная организация. Образовано Учредительным собранием в 2022 году.
Создано в соответствии с Федеральным законом «О российском движении детей
и молодежи» от 14.07.2022 N 261-ФЗ. Ориентирована на формирование
социальной активности, культуры, качеств личности у детей подросткового
возраста на основе их группового взаимодействия. Деятельность школьного
отделения РДДМ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие
детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и
занятости обучающихся. Участником школьного отделения РДДМ может стать
любой обучающийся старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают
решение об участии в проектах РДДМ. Подростки получают навыки
эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими
людьми, проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор,
способны понять свою роль в обществе.
Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских акциях
«Дней единых действий» в таких как: День знаний, День туризма, День учителя,
День народного единства, День матери, День героев Отечества, День
Конституции РФ, Международный день книгодарения, День защитника
Отечества, День космонавтики, Международный женский день, День счастья,
День смеха, День Победы, День защиты детей.
29
Программа «Юнармия», также является направлением РДДМ «Движение
первых». С 2020 г. в школе был открыт первый юнармейский отряд. Юнармейские
отряды создаются с целью разностороннего военнопатриотического,
гражданского, нравственного воспитания и совершенствования личности детей и
подростков, сохранение и приумножение патриотических традиций,
формирование у молодежи готовности и практической способности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
Отечества, формирование сплоченного и дружного коллектива.
Основными задачами являются:
– воспитание у молодежи высокой гражданско-социальной активности,
патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия
идеологии экстремизма;
– изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие
краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой»
Родины; – развитие в молодежной среде ответственности, принципов
коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей
российскому обществу системы ценностей;
– формирование положительной мотивации у молодых людей к прохождению
военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах
Российской Федерации;
– укрепление физической закалки и физической выносливости;
– активное приобщение молодежи к военно-техническим знаниям и техническому
творчеству;
– стимулирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики
и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного
процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления
личности учащихся.
Также в школе созданы:
отряд «ЮИД», цель которого профилактика ДДТТ и пропаганда дорожной
безопасности среди школьников;
отряд «ДЮП», цель которого профилактика и пропаганда пожарной
безопасности среди школьников;
отряд волонтёров, цель которого формирование у обучающихся нравственных
и коммуникативных личностных качеств путем вовлечения их в
добровольческую общественную деятельность, которая способствует
30
самореализации личности ребенка и повышению уровня социальной
адаптации;
школьный спортивный клуб «Чемпион». который функционирует с целью
формирования потребности в здоровом образе жизни и систематических
занятиях
физической
культурой
и
спортом
у
обучающихся
общеобразовательного учреждения, а также развитие в школе традиционных
видов спорта.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение
Воспитательный процесс в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино
обеспечивают специалисты:
Должность
Директор
Кол-во
1
Заместитель
1
директора по УР
Функционал
Осуществляет контроль развития системы
организации воспитания обучающихся.
Осуществляет
контроль
реализации
воспитательного потенциала урочной и
внеурочной деятельности,
организует
работу
с
неуспевающими
и
слабоуспевающими учащимися и их
родителями (законными представителями),
учителями-предметниками.
Организует
методическое сопровождение и контроль
учителей-предметников по организации
индивидуальной работы с неуспевающими
и слабоуспевающими обучающимися,
одаренными учащимися, учащимися с ОВЗ,
из семей «группы риска».
31
Заместитель
1
директора по ВР
Советник
1
директора
по
воспитательной
работе
и
взаимодействию
с
детскими
общественными
организациями
Педагогпсихолог
1
Педагогдополнительног
о образования
Классный
руководитель
1
Учительпредметник
12
4
Организует воспитательную работу в
образовательной организации: анализ,
принятие управленческих решений по
результатам
анализа,
планирование,
реализация плана, контроль реализации
плана.
Курирует
деятельность
Школьного
самоуправления,
волонтёрского
объединения, РДДМ.
Организация
современного
воспитательного процесса в школе,
помощи реализации идей и инициатив
обучающихся,
а
также
увеличении
количества школьников, принимающих
участие в просветительских, культурных и
спортивных событиях.
Организует
психологическое
сопровождение воспитательного процесса:
проводит коррекционные занятия с
учащимися, состоящими на различных
видах учёта; консультации родителей
(законных
представителей)
по
корректировке
детско-родительских
отношений, обучающихся по вопросам
личностного развития. Проводит занятия с
обучающимися,
направленные
на
профилактику
конфликтов,
буллинга,
профориентацию др.
Разрабатывает и обеспечивает реализацию
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Организует воспитательную работу с
обучающимися и родителями на уровне
классного коллектива.
Реализует воспитательный потенциал
урока.
32
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МОУ СОШ им. А.И.
Панкова с.Головинщино обеспечивают следующие локальные нормативноправовые акты:
•
Положение о классном руководстве.
•
Положение о дежурстве.
•
Положение о школьном методическом объединении.
•
Положение о ВСОКО.
•
Положение о Совете профилактики.
•
Положение об Управляющем совете.
•
Положение о школьной форме.
•
Положение о ПМПК.
•
Положение об организации дополнительного образования.
•
Положение о внеурочной деятельности обучающихся.
•
Положение об ученическом самоуправлении.
•
Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
•
Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых».
•
Положение о школьном спортивном клубе.
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном
сайте школы по адресу: Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Алексея Ивановича Панкова с.
Головинщино Каменского района (golovinshino.penzschool.ru).
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
На уровне ООО обучается 1 обучающийся с ОВЗ. В воспитательной работе
с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности:
обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например,
воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и др.), одарённых, с
отклоняющимся поведением, — создаются особые условия:
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов, приобретается опыт развития отношений между обучающимися,
33
родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детсковзрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах
заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, в разновозрастных группах обеспечивает условия
освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает
активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни
класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает
самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:
• на формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
• создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приемов;
• личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
34
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
и
поощрения
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
соответствия
процедур
награждения
укладу
общеобразовательной
организации,
качеству
воспитывающей
среды,
символике
общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрений проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся в МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино:
индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МОУ СОШ
им. А.И. Панкова с.Головинщино:
1. Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся
при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями,
35
поддержке родителями (законными представителями) по собиранию
(накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения
обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах).
Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
2. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в
последовательности, определяемой их успешностью, достижениями.
Формы поощрения социальной успешности и проявления активной
жизненной позиции обучающихся МОУ СОШ им. А.И. Панкова с.Головинщино:
• объявление благодарности;
• награждение грамотой;
• вручение сертификатов и дипломов;
• награждение ценным подарком.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о
результатах награждения размещается на сайте школы и ее странице в
социальных сетях.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне основного общего образования, установленными ФГОС
ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в МОУ СОШ им.
А.И. Панкова с.Головинщино является ежегодный самоанализ воспитательной
работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с
привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного
календарный план воспитательной работы.
процесса
включается
в
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
36
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими
работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это
результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом) с последующим обсуждением
результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Кроме того, классными руководителями 2-11 классов проводится
определение уровня воспитанности с использованием методики диагностических
программ Н.П. Капустиной и М.И. Шиловой и диагностики уровня развития
классного коллектива.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
● проблемы и затруднения в личностном развитии обучающихся, которые
удалось решить за прошедший учебный год;
● проблемы и затруднения, которые решить не удалось и почему;
● новые проблемы и трудности, которые появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
37
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством
реализации воспитательного потенциала:
•
урочной деятельности;
•
внеурочной деятельности обучающихся;
•
деятельности классных руководителей и их классов;
•
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
•
внешкольных мероприятий;
•
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
•
взаимодействия с родительским сообществом;
•
деятельности ученического самоуправления;
•
деятельности по профилактике и безопасности;
•
реализации потенциала социального партнерства;
•
деятельности по профориентации обучающихся;
•
деятельности детских общественных объединений.
Итогом самоанализа воспитательной работы МОУ СОШ им. А.И. Панкова
с.Головинщино будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить
педагогическому коллективу школы в текущем учебном году. Эти проблемы
следует учесть при планировании воспитательной работы на следующий учебный
год.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом МОУ СОШ им. А.И. Панкова
с.Головинщино.
38
39